Главный тренер Борис Ливанов о регулярном сезоне и предстоящем розыгрыше плей-офф.
— Борис Георгиевич, в регулярке ваша команда проиграла только шесть матчей и заняла второе место. Какие впечатления от регулярного сезона, насколько в целом вы довольны игрой своих подопечных?
— Мы довольны многими играми в регулярке. К сожалению, не удалось избежать перепадов, но мы старались работать над этим в течение сезона. А что касается турнирного результата, второе место — это хороший результат. Клуб развивается, команда движется вперед.
— Реально было обойти «Самару» в турнирной таблице?
— Вообще ничего нереального нет. «Самара» показала очень стабильную игру, они не допускали каких-то сбоев в течение сезона, поэтому заслуженно заняли первое место.
— На протяжении всего сезона во многих клубах случались различные переходы, частично менялись составы. Можете прокомментировать уход Сыроватко, Синегубова и Карпеко?
— Приходит новый тренер со своей концепцией игры и ему хочется найти ребят, которые бы ее принимали. Речь идет даже не об уровне, а о стиле. Поэтому с некоторыми игроками пришлось расстаться.
— Как в «Уралмаше» ищут игроков? Сначала вы кого-то предлагаете или руководство предлагает вам баскетболистов?
— В середине сезона сложно кого-то предложить. Мы понимаем какие позиции требуют замены и ищем свободных игроков на эти позиции.
— Довольны игрой легионеров?
— В целом, да. Несмотря на то, что они привыкли быть в роли лидеров, они вошли в команду, в которой несколько иная ситуация, чем была в «Буревестнике». Они понимают эту игру, понимают, что нужно не только нападать, но и защищаться. Они понимают, что рядом есть игроки, которые способны забить. И в этом смысле, мне кажется, мы смогли сделать команду из вновь прибывших игроков.

— В последних играх Щербенев и Караулов стали получать меньше игрового времени. Почему?
— У нас 12 человек на скамейке, поэтому всегда кто-то будет получать меньше времени и будут задавать такие вопросы. Мы исходим из конкретной игры, конкретного соперника, конкретного состояния каждого игрока. Исходя из всего этого игроки получают то или иное время. Собственно, я даже не люблю такое слово «получают», я им говорю — «вы сами берете это время».
— Можете кого-то выделить по итогам регулярки?
— Если брать в целом с момента моего появления в клубе, я бы отметил прежде всего Максима Кривошеева за то, как он помогает команде. Это человек, который работает постоянно и на площадке, и на скамейке. За счет полной самоотдачи в каждом эпизоде он выходит и усиливает игру команды.

— Назовите самый лучший и самый худший матч регулярного сезона?
— Худший матч сразу скажу — это игра с ижевским «Куполом». Наверно, это вообще худший матч в моей жизни, не то, что в регулярке. Что касается лучших матчей, полагаю, игры с «МБА» и последняя игра с «Новосибирском».
— Какой соперник в этом регулярном сезоне был для вас самым неудобным и сложным?
— Мы сами. Мы очень часто боролись сами с собой и нам иногда не хватало сил на соперника.
— В играх против «Самары», «Купола», «Руны», мы вели в счете и проиграли. В чем причина неудач в данных матчах?
— Наверное дело в ментальности. Нужно воспитать в себе психологию победителя.
— Как это сделать?
— Побеждать. Побеждать в каждом эпизоде. Биться с полной самоотдачей и улучшать игру по ходу матча.

— Если по ходу игры ваш план не работает – что тогда?
— Всегда должен быть план «Б». Вы не можете выходить с одним единственным планом.
— Если план «Б» не работает?
— Игру делают игроки и вы в течение матча понимаете, кто сегодня лучше готов, соответственно, определяете на кого сегодня можно опереться.
— Если вернуться к матчу с «Куполом-Родники», что вы чувствовали после игры?
— Похожих обидных поражений было много. Поэтому уже есть какая-то защита организма от этого. Я чувствовал злость. Злость прежде всего на самого себя за то, что допустил такое. Но эта злость переходящая в позитив. Любое поражение заставляет задуматься. Любое поражение это шаг к успеху. Без поражений не бывает успешных сезонов и удачных побед. Наша профессия состоит из побед и поражений, и зачастую очень обидных поражений.
— Лично вы как справляетесь со стрессом, когда команда проигрывает?
— Я не испытываю стресс уже давно, просто не имею на это права. Я всегда должен быть в состоянии дать команде нужный совет. Поэтому если еще и тренер будет в стрессе, то шансов выиграть мало.

— «Уралмаш» готов к плей-офф?
— Да. Во всяком случае, если бы мне предложили еще раз пройти подготовку к плей-офф, мы бы ничего не меняли.
— То есть игроки близки к идеальной форме?
— Идеальная форма вряд ли может быть в конце сезона, но во всяком случае все игроки в оптимальной кондиции.
— У вас это далеко не первый плей-офф в карьере. Что важнее в плей-офф – мастерство, игровая дисциплина, функциональная готовность или характер?
— Если выделить что-то одно, то я бы назвал характер. Также для плей-офф очень важен опыт.
— Может игрок как-то морально подготовиться к плей-офф?
— Да, конечно. Не может, а должен.
— Тренер тоже должен быть морально готовым?
— Безусловно. Плей-офф — это совершенно другое соревнование. Надо забыть о регулярном чемпионате и понимать, что все начинается с нуля.

— Наш соперник по четвертьфиналу – «Восток-65». Что думаете об этой команде?
— Очень хорошо укомплектованная команда, в состав которой входят игроки с опытом выступления в Единой Лиге ВТБ, а также члены национальных сборных России и Белоруссии. «Восток-65» явно оказался не на своем месте по итогам регулярного чемпионата, поскольку по разным причинам не мог выставить сильнейший состав на многие игры. Но их уровень подтверждается победой над «Самарой» — безусловным лидером нынешнего чемпионата. «Восток-65» сильная команда и предстоящие игры будут тяжелыми.
— То есть наши победы над «Востоком-65» в регулярке не позволяют нам рассчитывать, что мы с легкостью пройдем в следующий раунд плей-офф?
— Вы знаете очень много примеров, когда первая команда вылетала в первом раунде. Еще раз скажу, плей-офф — это другой турнир, где все начинается с нуля.
— Если бы вы сами выбирали соперника, кого бы предпочли — «Буревестник», «Восток-65», «Купол-Родники»?
— Мы сразу договорились, что не будем думать об этом. Мы выходим на каждую игру и выкладываемся на максимум, потому что прежде всего играем для зрителя. Мы хотим, чтобы зрителей было больше на наших играх. А они хотят видеть бескомпромиссную честную борьбу на площадке. Мы стараемся ее показывать в каждой игре.

— Я почему спросил, просто в любом случае, есть удобные соперники и не очень. Насколько «Восток-65» удобный соперник?
— Нет, я не скажу, что у нас есть какие-то удобные или неудобные соперники. Наверно, мы можем с вами сказать, что в силу объективных причин, в нынешнем составе плей-офф, проблемы есть с составом у «Буревестника». Полагаю в остальных парах будет равная борьба.
— Наверное, для команды неплохо начинать серию у себя дома?
— Да, всегда приятно начинать дома при своих болельщиках.
— На кого особенно рассчитываете в плей-офф?
— Я рассчитываю прежде всего на командную игру. Выиграть может только команда. Даже если кто-то из игроков забил решающий мяч в конце, то надо же дойти до решающего мяча и создать эту ситуацию. Поэтому нужно всю игру всем работать для того, чтобы можно было решить исход в концовке.

— Что «Уралмашу» нужно делать, чтобы добраться до финала?
— Для начала нужно удачно сыграть серию с «Сахалином». А также те недочеты, о которых мы говорили, надо выправлять. Я пришел, когда команда уже была собрана и начала сезон, и вот эта смена – она не проходит бесследно, нарушается командная химия и ее надо снова воссоздать. Это не так легко, здесь приходится затратить определенное время, не просто поставив, а убедив игроков, что эта роль максимально полезна и команде, и им. Я думаю, что отчасти перепады были с этим связаны. Мы сделали все для того, чтобы наладить химию в команде и коммуникацию на площадке. Я надеюсь, что команда покажет это.
— Вам нравится быть тренером «Уралмаша»?
— Да, мне очень нравится. Я помню «Уралмаш» времен великих игроков Александра Канделя, Сергея Белова, Станислава Еремина, Николая Болвачёва и Анатолия Мышкина. Потрясающая история и очень хочется, чтобы клуб представлял наш регион в сильнейшей лиге.